Новости arrow Сведения об образовательной организации arrow Образование arrow Методическая копилка arrow Использование приема Технологии критического мышления «перекрестная дискуссия» на уроке литературы.


 
 
 
Адрес школы:
663182
Красноярский край
Енисейский район
с. Озерное
ул. Ленинградская, 48
Телефон/факс
 8(39195)7-12-88
e-mail:
  Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Дата создания образовательной организации:
15 января 1990г.
Учредитель:
муниципальное образование Енисейский район
Срок действия государственной аккредитации - 26 марта 2026 года

 
 
 
 

Главное меню
Новости
Сведения об образовательной организации
Программа развития школы
Управляющий совет ОУ
Оплата труда
Родителям
Жизнь школы
Фотогалерея
Видео галерея
Предметные декады
Инклюзивное образование
Поддерживающее оценивание
Лидер образования
Профстандарт педагога
Правовой класс
Летний отдых 2018
Героическая летопись Красноярского края
Отчёт о самообследовании
Независимая оценка качества образования
Школьная служба медиации
Программа здорового питания
FAQ
Вопрос - ответ
Карта сайта
Информационная безопасность
Муниципальное задание
Наши ссылки

Министерство образования и науки Красноярского края


Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации


Федеральный портал "Российское образование"


Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Управление образования администрации Енисейского района

Решу ЕГЭ

 

 


Сдам ГИА


Список вакансий в районе


Общекраевой список вакансий учителей


Фильм "От договора к организации: 25 лет на страже коллективной безопасности"


 

 

 

Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Кто он-лайн
Сейчас на сайте:
Гостей - 1
и пользователей - 6
Архивы

 
 
 
 
Использование приема Технологии критического мышления «перекрестная дискуссия» на уроке литературы. Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
19.03.2012

{link}
Белоусова С.А.
Белоусова С.А.

Задание «Дискуссия»

Цель: освоение правил и навыков ведения дискуссий.

Возраст: 10—15 лет.

Учебные дисциплины: литература, история.

Форма выполнения задания: работа учащихся в классе.

 

Описание задания: под руководством учителя проводится сравнение спора и дискуссии. Выясняется, чем они различа­ются. 1. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации. 2. Спор направлен на результат, дискуссия — это процесс, нередко длительный и изменяющийся под влиянием новой информации, аргументов и т. д. 3. Предмет спора обычно конкретный, а дискуссия возникает вокруг глобальных и значительных вопросов.

Учащимся раздаются листы-памятки с правилами ведения дискуссии.

 

Правила эффективного ведения дискуссии

1.      Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, ре­шение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.

2.      С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, считая его мнение неверным, нелепым, смешным. По­ка дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть вер­ной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущие­ся вначале невероятными вещи.

3.      Любое высказываемое мнение должно быть аргумен­тировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, по­тому что это верно» и т. п. — аргументами не являются.

4.      Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение важ­ной персоны или авторитета изначально считается верным прос­то в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследо­ватель). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Порой свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.

5.      Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом (мой одно­классник, собеседник, оппонент). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.

6.      Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выясне­ние отношений.

7.      В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пы­тайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо дока­зать. Иногда это люди, считающие себя лучше всех. Люди, слы­шащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гиб­кость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чём-либо.

 

Инструкция: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. После этого им предлагается потрениро­ваться в их применении. Они должны разбиться на группы по 10—12 человек. Каждая группа делится пополам — сторон­ники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выби­рается тема для обсуждения. В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязатель­но применять правила ведения дискуссии!

Примерные темы для дискуссии: «Где лучше жить: у нас или за границей?», «Правильно ли воспитывают нас наши родители и как мы будем воспитывать наших детей?», «Когда жизнь была лучше: раньше (на выбор: в дореволюционной России, в эпоху социализма и т. д.) или сейчас?», «Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?», «Чем мы похожи и непохожи на героев пьесы А. С. Грибоедова? и другие.

 

Перекрестная дискуссия

В технологиях, связанных с дискуссионными метода­ми, большое внимание уделяется правилам ведения самой дискуссии, что, несомненно, важно, но в работе с инфор­мацией не это умение является ведущим. Как с помощью несложного приема научиться не только вести себя циви­лизованно в момент дискуссии, внимательно выслушивать оппонента, но и выдвигать и формулировать аргументы в защиту своей позиции, отбирать наиболее сильные доводы? Этому можно научиться с помощью приема «Перекрестная дискуссия». Этот прием дает возможность работать с темой в целом – на уровне ее идеи и проблематики. Слово «перекрестная» предполагает столкновение противоположных мнений. Поэтому такая дискуссия возможна, если по данному вопросу возможны различные суждения. В основе работы лежит следующая таблица:

Аргументы «за»

Вопрос/утверждение

Аргументы «против»

 

 

 

Вывод:

Участникам дискуссии предлагается заполнить таблицу. Они работают в парах, последовательно записывая несколько аргументов «за» (4-5 суждений) и несколько аргументов «против». Затем аргументы «за» и «против» последовательно озвучиваются. Дальнейшая работа может быть организована по-разному.

Вариант 1. Учащиеся по ходу работы, пользуясь правилами, отмечают уже прозвучавшие аргументы и дописывают в обе графы наиболее значимые из прозвучавших в классе, те, которые затронули их, укрепили или поколебали их первоначальное мнение по дискутируемому вопросу/ут­верждению. Таким образом, разнообразие мнений в ауди­тории позволит увеличить количество аргументов, иногда поможет изменить первоначальную точку зрения и при­ведет к итогу работы. В итоге необходимо прийти к одной из позиций, выбрать между «да» и «нет», «за» и «против». Завершив заполнение таблицы, необходимо записать аргу­ментированный вывод.

С таблицей «Перекрестной дискуссии» можно работать по-другому.

Вариант 2. Тема урока: «Каким мы видим Пьера Безухо- ва в 1-м томе романа?» (фрагмент)[1]. Текст: Л. Н. Толстой, роман «Война и мир», т. 1, ч. 3, гл. 1-2.

Подготовка к перекрестной дискуссии начинается с крат­кого обмена мнениями по вопросу: виновен ли Пьер в своем браке не по любви?

Просим учащихся подготовиться к перекрестной дискус­сии, записав в тетрадях и положительные, и отрицательные аргументы по предложенной теме. Перекрестная дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис «за» (да), потом заслушивается тезис опровержения и высказы­вается тезис «против» (нет); обмен тезисами продолжается по той же схеме, пока не закончатся аргументы.

Через 10-15 минут останавливаем работу, просим еще раз перечитать свои аргументы и принять однозначное решение, записав его после таблицы.

В зависимости от ответа «да» или «нет» учащиеся де­лятся на группы: команда утверждения и команда отри­цания. В группах обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирая наиболее значимые аргументы и кон­траргументы.

Аргументы оглашаются поочередно представителями каж­дой из групп и фиксируются в тетради. В результате может получиться следующая таблица:

 

Виновен ли Пьер в своем браке не по любви?

ДА

НЕТ

Пьер, хоть и не без некоторого испуга, принял новую жизнь, научил себя верить ничего не значащим словам.

 

Он принял как должное внезапное изменение отношения к нему в салоне А. П. Шерер.

 

Пьер привык к ясной и красивой улыбке Элен.

 

И знал, что Элен глупа, в чувстве, которое она в нем возбуждает,  осознавал что-то гадкое, но, думая о ее ничтожестве, мечтал, как  она будет его женой.

 

Решив, что женитьба на Элен была несчастьем, Пьер все-таки не переезжал от князя Василия.

 

 «Нечего спрашивать, хорошо о или дурно? Хорошо, потому что определенно, и нет прежнего мучительного сомнения», — такова была заключительная мысль Пьера о браке.

 

Его признание на французском, прозвучавшее так бедно, потому что он с трудом вспомнил, что вообще говорят в таких случаях, отозвалось в Пьере жгучим сты­дом за себя.

Пьеру как человеку искреннему и честному казалось, что все его искренне любят, раз удостаивают вниманием и лаской.

 

Он, чувствуя, что между ним и Элен образовалась какая-то связь, воспринимал это как некое обязательство, которое он не мог не сдержать.

 

Пьеру свойственна «чистота нравственного чувства», поэтому, однажды почувствовав близость Элен, ее плеч, шеи, глаз, он не мог думать о ней иначе, как о своей жене. Он не мог обмануть ожидания всех.

 

По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из предложенных вступлений: «Да, Пьер виновен, потому что…» «Я не могу дать однозначного ответа, потому что…»


 


 

В конце урока можно предложить учащимся прочитать свои работы и ответить на вопросы одноклассников.


 

 
Последнее обновление ( 19.03.2012 )
 
< Пред.   След. >
 
 
 
 
 
Логотип Дневник.ru

Защита персональных данных

Презентация для детей от 9 до 11 лет


Презентация для детей от 12 до 14 лет

Случайные фото
Наши статьи на вашем сайте
Подпишись на новые статьи
Премьер-УчФильм

Наша школа в Одноклассниках