Новости arrow Сведения об образовательной организации arrow Образование arrow Методическая копилка arrow Тема: «Музыка в баснях»


 
 
 
Адрес школы:
663182
Красноярский край
Енисейский район
с. Озерное
ул. Ленинградская, 48
Телефон/факс
 8(39195)7-12-88
e-mail:
  Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Дата создания образовательной организации:
15 января 1990г.
Учредитель:
муниципальное образование Енисейский район
Срок действия государственной аккредитации - 26 марта 2026 года

 
 
 
 

Главное меню
Новости
Сведения об образовательной организации
Программа развития школы
Управляющий совет ОУ
Оплата труда
Лидер образования
Родителям
Жизнь школы
Фотогалерея
Видео галерея
Предметные декады
Инклюзивное образование
Поддерживающее оценивание
Профстандарт педагога
Летний отдых
Героическая летопись Красноярского края
Независимая оценка качества образования
Школьная служба медиации
Программа здорового питания
Работа с одаренными детьми
Муниципальное задание
ВВПОД ЮНАРМИЯ
Детское общественное объединение
Безопасность
Правовой класс
Профилактика
Семейное обучение
Школьная библиотека
Вопрос - ответ
FAQ
Карта сайта
Наши ссылки

Министерство образования и науки Красноярского края


Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации


Федеральный портал "Российское образование"


Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"


Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов


Управление образования администрации Енисейского района

Решу ЕГЭ

 


Сдам ГИА


Список вакансий в районе


Общекраевой список вакансий учителей


Фильм "От договора к организации: 25 лет на страже коллективной безопасности"


Авторизация





Забыли пароль?
Вы не зарегистрированы. Регистрация
Кто он-лайн
Сейчас на сайте:
Гостей - 3
и пользователей - 10
Архивы

 
 
 
 
Тема: «Музыка в баснях» Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
06.03.2019

Технологическая карта

Класс: 5

Содержательная линия Примерной программы по музыке ООО – Музыка в семье искусств

УМК: Т. И. Науменко, В. В. Алеев  «Искусство.Музыка» 5 кл.

Четверть: 1

Урок: 8

Название раздела: «Музыка и литература»

Тема: «Музыка в баснях»

Тип урока: изучение и закрепление нового материала

Вид урока: комбинированный

 

Цель: выявление особенностей взаимодействия музыки на примере басни И.А.Крылова «Квартет» и «Струнный квартет» №2 «Ноктюрн» А.П. Бородина.

Задачи:

-        познакомить с музыкой  А.П. Бородина и русским баснописцем — И.А. Крыловым;

-        развивать способности к анализу музыкальных произведений,  развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения в песне «Волшебный смычок»;

-        познакомить  с  новыми  понятиями  «квартет», «струнный  квартет».  

Планируемый результат:

Личностный:

- формируют адекватную самооценку, готовность открыто выражать свою позицию на уроках;

- умение делать вывод по теме;

- умение делать вывод по теме при помощи учителя для обучающегося с ОВЗ.

Метапредметный: 

Регулятивные УУД – формулируют тему урока, организовывают свою деятельность;

Коммуникативные УУД — осваивают диалоговую форму общения, работают с информацией, взаимодействуют в группах;

Познавательные УУД — внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.

Предметный:

- научатся слушать и анализировать музыкальное произведение — «Струнный квартет» 3 часть «Ноктюрн» А.П. Бородина, наблюдать в музыкальных произведениях приемы содружества нескольких видов искусства;

- получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки (дыхание, артикуляция, интонирование) в песне — сказке «Волшебный смычок»;

- познакомятся с новыми понятиями: «квартет», «струнный квартет».

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный, анализ, обобщение, слушание, исполнение, звуковысотный показ, чтение по ролям басни «Квартет», исполнение по рядам, музыкальное обобщение, художественное слово, частично - поисковый.

 

Музыкальный материал: А.П.Бородин «Струнный квартет»№2  3 часть «Ноктюрн» ; «Волшебный смычок» Норвежская народная песня; «Вокализ» С.В.Рахманинов; «Осень» П.И. Чайковский; А. Пахмутова «Просьба».

 

 

Информационные источники:

-        Поурочное планирование Т. И. Науменко, В. В. Алеев  «Музыка» 5 кл.

-        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – 78с. – (Стандарты второго поколения).

-        Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010. – 48с. (Стандарты второго поколения).

-        Рабочая учебная программа по музыке 5-7 класс / И. М. Турышева, 2015. – 14с.

-        Уроки музыки в школе / Л. Рымарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 237с. – (Здравствуй, школа!)

-        Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Л. Алексеева, Е. Д. Критская; под редакцией Г. с. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам)

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые  УУД

Организационный момент

 

 

 

 


Мотивация учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоение новых знаний

Музыкальное приветствие «Прозвенел уже звонок»

Прозвенел уже звонок, он зовет нас на урок

Петь, играть и рассуждать, много нового узнать

Здравствуйте ребята!

 

 

- Сегодня мы продолжаем разговор о музыке и литературе.

- На доске записаны строчки из литературного произведения. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь? (слайд №1)

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.

 

 


- Что же такое басня?

- Давайте обратимся к Архивариусу: (слайд №2) Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

- СпасибоИтак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать?

- Что для неё характерно?

- Назовите фамилию великого баснописца. (слайд №3)

- Да, правильно, Крылов - известный великий русский поэт, работавший в жанре басни.

- Как вы думаете, что объединяет эти басни (слайд №4) «Осел и Соловей», «Скворец», «Кукушка и Петух».

- Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.

- Как вы думаете какова будет тема нашего урока?

- Тема сегодняшнего нашего урока звучит так «Музыка в баснях». (слайд №5)

- Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. (слайд)

-        Дуэт + квинтет - трио = ? /квартет/

 

- Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”(слайд№5).

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

Ученик с ОВЗ выбирает ответ в индивидуальной карточке, где перечислены разные виды литературных жанров, остальные ученики вспоминают литературные жанры и на основе своих знаний называют ответ

 

- (о басне)

 

 

 

 

Ученик с ОВЗ для ответа на вопросы пользуется индивидуальным материалом, где написаны определения двух жанров (рассказа и басни) и делает свой выбор.

- дети рассуждают, выдвигают свои точки зрения

- (краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает)

(Иван Андреевич Крылов)

- (музыка)

 

 

- рассуждают

- запись темы урока в тетрадь

- (для того чтобы передать еще более ярко образ героя)

 

 

 

 

Ученики решают уравнение.

Ученик с ОВЗ решает уравнение с опорой на иллюстрированное уравнение.

 

КУУД — слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя

Решение проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание муз. произведения:

А.П.Бородин.  «Струнный  квартет» №2 Ноктюрн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание муз. произведений:

1.  С.Рахманинов «Вокализ»

2. А.Пахмутова «Раненная птица»

3. П. Чайковский «Осень»

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание муз. произведения:

«Струнный  квартет» №2 Ноктюрн.  (2мин26сек)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление пройденного материала

-     Само  название  «квартет»  взято  из  литературы  или  из музыки?

- Что  такое  квартет?(слайд №6)

(Высвечиваю  3  определения  на  экране.  Задание  по  рядам:)

- Прочитайте  внимательно  3 определения, посовещавшись, выберите  верное  определение,  что  такое  «квартет».

- А  теперь  проверяем.

(Верное  определение  останется  на  экране,  остальные  исчезнут).

- Так  что  же  такое  «квартет»? (запись определения)

- Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками и вы сможете всегда к ней обратиться.

Приложение 1.

Соло буду петь один,

А дуэт с товарищем.

Трио с Сашей будем петь,

Нам двоим не справиться.

А квартет весёлый звонкий

Будем вместе петь с Алёнкой.

 

- Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты присутствующие в басне.

 

Проказница Мартышка, Осел, Козёл

Да Косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки

Пленять своим искусством свет…

 

- Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне. (слайд №7)

- Почему виолончель Крылов называет “басом”?

 

- Я предлагаю вам попробовать прочитать басню по ролям (выбор желающих) (слайд №8)

- Какие герои участвуют в басне?

 

 

- Какую роль играет музыка в басне? С какой целью она здесь использована.

 

 

 

 

-  Почему у  «горе - музыкантов»  не  получилась  музыка?

В чем мораль басни?

 

 

 

 

 

 

 

- Могли герои басни стать настоящими музыкантами? Почему? Давайте охарактеризуем каждого участника квартета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята скажите можно ли сразу понять, что затея сыграть квартет у зверей не пойдет? Какую подсказку дает нам автор?

 

 

 

- Кто разоблачает их невежество? Кто стал их судьей?

- Случайно ли именно к Соловью обращается автор?

 

- Какие напутственные слова дает Соловей участникам квартета (найдите слова в тексте)? (слайд №8)

 

- В этих строках заключается мораль басни. Почему у них не получилось сыграть?

- Может ли такая музыка творить чудеса?

- Как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое — нибудь отношение к музыке?

- Действительно Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Он обычно брал на себя партию альта.

- А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка.

- Один очень талантливый композитор написал  «Струнный  квартет» №2 Ноктюрн (запись произведения в тетрадь) (слайд№9)

- Прослушайте его и подберите слова подходящие характеру этого произведения.  (слайд №10)

- Как вы охарактеризовали это произведение?

- Как звучала музыка?

 

 

 

- Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?

- Какие  инструменты  входят  в  состав  «струнного квартета»?

- А теперь запишите другое определение квартета (слайд №11)

 

- Рассмотрите  внимательно  следующие  картинки  и скажите,  можно  ли  назвать  это  «квартетом»?(слайд №12)

- Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн” (слайд №13)

-        Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.

- А кто написал эту красивую музыку мы узнаем, выполнив следующее задание:

Викторина:

На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку.
На обратной стороне слоги /бо/, /ро/, /дин/.

1.  С.Рахманинов «Вокализ»

2. А.Пахмутова «Раненная птица»

3. П. Чайковский «Осень»

- Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор, учёный-химик. (слайд №15)  

- Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене.

- Как вы думаете, что хотел сказать, передать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки.

- У каждого из вас есть карточка с заданием, называется оно «Я – композитор» еще раз послушайте «Струнный квартет» №2 Ноктюрн и попытайтесь определить, какими средствами музыкальной выразительности автор передал идею произведения.

Оказываю необходимую помощь во время самостоятельной работы ученику с ОВЗ  (слайд№14).

Приложение 2.

1. Темп – умеренный, медленный, быстрый, энергичный.

2. Динамика – очень громко, громко, тихо, очень тихо.

3. Ритм – ровный, простой, острый.

4.Регистр – высокий, средний, низкий.

5. Тембр – виолончель, гобой, скрипка, барабан, труба.

6. Характер – спокойный, решительный, нежный, мрачный, светлый, жалобный, ласковый, грустный.

7. Лад – мажор, минор.

- Теперь послушаем, что у вас получилось (прослушивание нескольких вариантов)

- Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?

- А теперь отгадайте загадку: (слайд №16)

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив

Его выводит ….

- Вспомните, с какой песней мы познакомились?

- Где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни?

- Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

 

 

 

- Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню «Волшебный смычок». Но перед пением нам нужно распеться.

- Артикуляционная гимнастика: покусывание языка, щеточка, иголочка, часики. Особенно следить за правильным выполнением упражнений учеником с ОВЗ.

- Распевание песни на ЛЕ.

- Повторение слов звучным шепотом в ритме песни (слайд №17)

- Работа над текстом: утрированное произношение глухих окончаний фраз, вокальное пение гласных (сначала все вместе, потом по рядам).

- Прослушивание первой строчки, настрой на первый звук.

- Звуковысотный показ, соединение музыки и текста.

- Исполнение всей песни в ансамбле, хоре с отработанными моментами.

 

- Ребята, у вас на партах есть задание, с которыми я думаю, вы легко справитесь (диагностика обученности – тестирование)

Приложение 3. «Проверь себя»

1. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?

2. Назовите фамилию великого русского баснописца -

3. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это

4. Назовите автора струнного квартета –

5. Состав струнного квартета –

6. Что такое ноктюрн?

 

- И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе?

- рассуждают

 

 

- работа по рядам

 

 

 

 

 

- записывают определение в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У обучающегося с ОВЗ книга с басней и задания он выполняет с опорой на текст.

Остальные ученики слушают фрагмент и вычленяют главное

 

 

 

 

- (две скрипки, альт, бас – виолончель)

- (виолончель - самый низкий инструмент в квартете

- выразительное чтение по ролям басни  И.А.Крылова «Квартете»)

- (мартышка, осел, козел, медведь)

- (Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора).

- (Звери не умели  играть,  прежде  че  играть,  надо  учиться. Чтобы научиться музыке, надо много трудиться).

- (Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и ко всему что делает человек).

 – Ученик с ОВЗ даёт характеристику с помощью карточки, на которой записаны герои басни и даны варианты слов, характеризующих героев и не относящиеся к ним. (Проказница Мартышка – существо несерьезное, неусидчивое, вертлявое. Козел – лишенный всяких музыкальных способностей. Косолапый Мишка – увалень. Осел – глупый, но дает советы).

- (Баснописец уже сначала басни использует глаголы «дерут», «пленять» указывая тем самым на несуразность происходящего).

- (соловей)

- соловей в природе является символом музыки

- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».

- ни не умели играть)

 

- (нет, только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям).

 

 

 

 

- записывают в тетрадь

название произведения

 

- слушают, анализируют

Ученик с ОВЗ характеризует произведение на основе перечня, выданного учителем на карточке.

- (нежный, одушевленный…)

- (нежно, тихо, медленно, протяжно)

- (скрипка, виолончель)

 

- записывают определение в тетрадь

 

- просмотр и анализ картинок

 

 

- запись в тетрадь

 

 

 

 

 

- отгадывают музыкальную викторину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Все ученики слушают, выполняют задание с опорой на слайд.

 

 

 

 

 

 

 

- показывают проделанную работу

- (музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением. В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно).

- отгадывают загадку

 

 

 

 

 

 

- (скрипка)

(«Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба, потому, что его музыка нужна была не только ему одному, а всем людям. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища)

 

 

- выполняют вокально – хоровую работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выполнение письменной работы по пройденному материалу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- (Музыка обогащает литературу, музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях).

 

КУУД -  выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД — сравнение и анализ музыкальных произведений, отвечают на поставленные вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУУД — наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУУД – обобщают изученный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности

На слайде начало предложений, выберите одну из фраз и продолжите ее: (слайд)

Мне понравилось...

Я узнал(а)....

Мне было интересно...

Мне было не понятно...

Для меня стало открытием...

Рефлексия собственной деятельности

РУУД — анализ собственной учебной деятельности;

Информация о домашнем задании

Нарисовать наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составить  кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово «квартет»  (слайд)

 

 

 

 
< Пред.   След. >
 
 
 
 
 
Логотип Дневник.ru

Защита персональных данных

Презентация для детей от 9 до 11 лет


Презентация для детей от 12 до 14 лет

Случайные фото
Наши статьи на вашем сайте
Подпишись на новые статьи
Наша школа в Одноклассниках