{link}
Прусаков И.В. Мастер-класс
Учитель: Прусаков Илья Владимирович
Цель: формирование любви к семейным ценностям
Приём: перекрёстная дискуссия (технология критического
мышления)
Оборудование:
1.
текст фрагмента
из рассказа «Последний поклон» (10 шт.);
2.
карточки –
задания для групп (2*3 шт.);
3.
карточки с
правилами написания синквейнов (10шт.)
4.
листы ватмана (2
шт.);
5.
маркеры разных
цветов (1гр – 2 разноцветных, 2 гр. – 3 разноцветных)
Работают
три группы (по 2´4 и 1´2 человека).
Ход занятия:
Вид
деятельности
|
Время
|
Сегодня,
взяв за основу художественный текст В.П.Астафьева «Последний поклон», я хочу
представить вашему вниманию приём технологии критического мышления перекрестная дискуссия.
Цель данного мастер –
класса –
|
3 минуты
|
Уважаемые
коллеги, прежде чем приступить к основной деятельности, Белоусова Светлана
Анатольевна перескажет текст рассказа «Последний поклон» до того фрагмента,
который нам будет необходим. Пересказ будет сопровождаться презентацией.
|
Светлана Анатольевна пересказывает текст и в это
время идут слайды презентации «Екатерина Петровна Потылицына – бабушка
писателя»
|
Итак,
мы остановились на том месте, когда главный герой получает телеграмму с
новостью о смерти бабушки.
Перейдём
к работе в группах. После прочтения отрывка заданием для первой группы будет
найти во фрагменте средства художественной изобразительности, с помощью
которых автор описывает внутреннее состояние героя. Второй группе
предлагается заполнить колонки таблицы для перекрёстной дискуссии.
Третьей
группе необходимо написать синквейн по данному отрывку и подытожить всё то,
что скажут члены первых двух групп.
|
1 минута
|
Время
ограниченное!!! Работа в группах
|
6 минут
|
Выступления
групп
|
3минуты*3гр=9 минут
|
Итак,
в совместной деятельности нами:
1. в данном фрагменте найдены средства художественной
изобразительности, которые использует В.П.Астафьев для передачи внутренних
переживаний героя;
2. при помощи проблемного вопроса организована
перекрёстная дискуссия;
3. написаны синквейны на основании прочитанного текста и
жизненного опыта.
|
1 минута
|
Задание для группы №1.
1.
Внимательно
прочтите текст.
2.
Найдите в нём
средства художественной изобразительности, при помощи которых автор описывает
внутреннее состояние героя.
3.
Почему героя
мучает вина, «гнетущая, тихая, вечная»?
Время работы – 6 минут!!! Меньше –
лучше!!! Работу оформляем на ватмане!!!
______________________________________________________________
Задание для группы №2.
1.
Внимательно
прочтите текст.
2.
Прочтите вопрос в
средней колонке таблицы и выслушивая мнение каждого, заполните правую и левую
части таблицы.
Время работы – 6 минут!!! Меньше –
лучше!!! Работу оформляем на ватмане!!!
___________________________________________________
Задание для
группы №3.
1.
Напишите
синквейн, опираясь на финал произведения В.П.Астафьева «Последний поклон» и на
собственный жизненный опыт.
2.
Проанализируйте
работу групп №1 и №2 после их выступления.
Правило написания синквейна:
1 строка – тема или предмет (одно существительное)
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия)
3 строка – действия предмета (три глагола)
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора
к предмету
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или
предмета (одно слово)
Время работы – 6 минут!!! Меньше –
лучше!!! Работу оформляем на листе.
_______________________________________________________________
Задание для группы №1.
1.
Внимательно
прочтите текст.
2.
Найдите в нём
средства художественной изобразительности, при помощи которых автор описывает
внутреннее состояние героя.
3.
Почему героя
мучает вина, «гнетущая, тихая, вечная»?
Время работы – 6 минут!!! Меньше –
лучше!!! Работу оформляем на ватмане!!!
______________________________________________________________
Задание для группы №2.
1.
Внимательно
прочтите текст.
2.
Прочтите вопрос в
средней колонке таблицы и выслушивая мнение каждого, заполните правую и левую
части таблицы.
Время работы – 6 минут!!! Меньше –
лучше!!! Работу оформляем на ватмане!!!
Задание для
группы №3.
1.
Напишите
синквейн, опираясь на финал произведения В.П.Астафьева «Последний поклон» и на
собственный жизненный опыт.
2.
Проанализируйте
работу групп №1 и №2 после их выступления.
Правило написания синквейна:
1 строка – тема или предмет (одно существительное)
2 строка – описание предмета (два прилагательных или
причастия)
3 строка – действия предмета (три глагола)
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора
к предмету
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или
предмета (одно слово)
Время работы – 6 минут!!! Меньше –
лучше!!! Работу оформляем на листе.
_______________________________________________________________
Задание для группы №1.
1.
Внимательно
прочтите текст.
2.
Найдите в нём
средства художественной изобразительности, при помощи которых автор описывает
внутреннее состояние героя.
3.
Почему героя
мучает вина, «гнетущая, тихая, вечная»?
Время работы – 6 минут!!! Меньше –
лучше!!! Работу оформляем на ватмане!!!
______________________________________________________________
Задание для группы №2.
1.
Внимательно
прочтите текст.
2.
Прочтите вопрос в
средней колонке таблицы и выслушивая мнение каждого, заполните правую и левую
части таблицы.
Время работы – 6 минут!!! Меньше –
лучше!!! Работу оформляем на ватмане!!!
___________________________________________________
Задание для группы №1.
1.
Внимательно прочтите
текст.
2.
Найдите в нём
средства художественной изобразительности, при помощи которых автор описывает
внутреннее состояние героя.
3.
Почему героя
мучает вина, «гнетущая, тихая, вечная»?
Время работы – 6 минут!!! Меньше –
лучше!!! Работу оформляем на ватмане!!!
______________________________________________________________
Задание для группы №2.
1.
Внимательно
прочтите текст.
2.
Прочтите вопрос в
средней колонке таблицы и выслушивая мнение каждого, заполните правую и левую
части таблицы.
Время работы – 6 минут!!! Меньше –
лучше!!! Работу оформляем на ватмане!!!
Ты уж, батюшке,
приедь похоронить-то меня... Закрой мои глазоньки...
Бабушка
ослабела и говорить ничего уже не моглач только целовала мои руки,
мочила их слезами, и я не отбирал у нее руки.
Я тоже плакал
молча и просветленно. Вскорости бабушка умерла.*^
Мне прислали на
Урал ТёЛеграмму с вызовом на по-I. хороны. Но меня не отпустили с производства.
Начальник 'Д отдела кадров вагонного депо, где я работал, прочитавши I\ телеграмму, сказал:
1
— Не положено. Мать или отца —другое дело, а ба-| бушек, дедушек да кумовей...
Откуда знать он
мог, что бабушка была для меня отцом и матерью — всем, что есть на
этом свете дорогого ; для меня! Мне надо бы послать того начальника куда ! следует, бросить работу, продать последние
штаны и сапоги да поспешить на
похороны бабушки, а я не
сделал 1 этого.
Я еще не
осознал тогда всю огромность потери, постиг-jшей меня. Случись это теперь, я бы ползком добрался от )
Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать | ей последний поклон.
И живет в
сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкою, я пытаюсь
воскресить ее в памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и
дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее, и была бы ее жизнь
беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта, — да от лукавого эта
работа. Нет у меня таких с'лов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке,
оправдали бы меня перед нею.
Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но
ее нет. И никогда не будет. И некому прощать...
|