Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Усвоение новых знаний
|
Музыкальное приветствие «Прозвенел уже звонок»
Прозвенел уже звонок, он зовет нас на урок
Петь, играть и рассуждать, много нового узнать
Здравствуйте ребята!
- Сегодня мы продолжаем разговор о музыке и литературе.
- На доске записаны строчки из литературного произведения. Прочитайте и скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь? (слайд №1)
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле,
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
- Что же такое басня?
- Давайте обратимся к Архивариусу: (слайд №2) Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.
- Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать?
- Что для неё характерно?
- Назовите фамилию великого баснописца. (слайд №3)
- Да, правильно, Крылов - известный великий русский поэт, работавший в жанре басни.
- Как вы думаете, что объединяет эти басни (слайд №4) «Осел и Соловей», «Скворец», «Кукушка и Петух».
- Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.
- Как вы думаете какова будет тема нашего урока?
- Тема сегодняшнего нашего урока звучит так «Музыка в баснях». (слайд №5)
- Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. (слайд)
- Дуэт + квинтет - трио = ? /квартет/
- Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”(слайд№5).
|
Приветствуют учителя
Ученик с ОВЗ выбирает ответ в индивидуальной карточке, где перечислены разные виды литературных жанров, остальные ученики вспоминают литературные жанры и на основе своих знаний называют ответ
- (о басне)
Ученик с ОВЗ для ответа на вопросы пользуется индивидуальным материалом, где написаны определения двух жанров (рассказа и басни) и делает свой выбор.
- дети рассуждают, выдвигают свои точки зрения
- (краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает)
(Иван Андреевич Крылов)
- (музыка)
- рассуждают
- запись темы урока в тетрадь
- (для того чтобы передать еще более ярко образ героя)
Ученики решают уравнение.
Ученик с ОВЗ решает уравнение с опорой на иллюстрированное уравнение.
|
КУУД — слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя
|
Решение проблемы
Слушание муз. произведения:
А.П.Бородин. «Струнный квартет» №2 Ноктюрн.
Слушание муз. произведений:
1. С.Рахманинов «Вокализ»
2. А.Пахмутова «Раненная птица»
3. П. Чайковский «Осень»
Слушание муз. произведения:
«Струнный квартет» №2 Ноктюрн. (2мин26сек)
Закрепление пройденного материала
|
- Само название «квартет» взято из литературы или из музыки?
- Что такое квартет?(слайд №6)
(Высвечиваю 3 определения на экране. Задание по рядам:)
- Прочитайте внимательно 3 определения, посовещавшись, выберите верное определение, что такое «квартет».
- А теперь проверяем.
(Верное определение останется на экране, остальные исчезнут).
- Так что же такое «квартет»? (запись определения)
- Теперь вам понятно, что такое квартет? У вас на столах есть карточки-памятки, которые вы вклеите в тетрадь, они вам будут помощниками и вы сможете всегда к ней обратиться.
Приложение 1.
Соло буду петь один,
А дуэт с товарищем.
Трио с Сашей будем петь,
Нам двоим не справиться.
А квартет весёлый звонкий
Будем вместе петь с Алёнкой.
- Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты присутствующие в басне.
Проказница Мартышка, Осел, Козёл
Да Косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки
Пленять своим искусством свет…
- Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне. (слайд №7)
- Почему виолончель Крылов называет “басом”?
- Я предлагаю вам попробовать прочитать басню по ролям (выбор желающих) (слайд №8)
- Какие герои участвуют в басне?
- Какую роль играет музыка в басне? С какой целью она здесь использована.
- Почему у «горе - музыкантов» не получилась музыка?
В чем мораль басни?
- Могли герои басни стать настоящими музыкантами? Почему? Давайте охарактеризуем каждого участника квартета.
- Ребята скажите можно ли сразу понять, что затея сыграть квартет у зверей не пойдет? Какую подсказку дает нам автор?
- Кто разоблачает их невежество? Кто стал их судьей?
- Случайно ли именно к Соловью обращается автор?
- Какие напутственные слова дает Соловей участникам квартета (найдите слова в тексте)? (слайд №8)
- В этих строках заключается мораль басни. Почему у них не получилось сыграть?
- Может ли такая музыка творить чудеса?
- Как вы думаете, Иван Андреевич Крылов имел какое — нибудь отношение к музыке?
- Действительно Крылов был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Он обычно брал на себя партию альта.
- А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка.
- Один очень талантливый композитор написал «Струнный квартет» №2 Ноктюрн (запись произведения в тетрадь) (слайд№9)
- Прослушайте его и подберите слова подходящие характеру этого произведения. (слайд №10)
- Как вы охарактеризовали это произведение?
- Как звучала музыка?
- Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
- Какие инструменты входят в состав «струнного квартета»?
- А теперь запишите другое определение квартета (слайд №11)
- Рассмотрите внимательно следующие картинки и скажите, можно ли назвать это «квартетом»?(слайд №12)
- Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн” (слайд №13)
- Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.
- А кто написал эту красивую музыку мы узнаем, выполнив следующее задание:
Викторина:
На доске пластинки из цветного картона, на них написаны названия произведений. Звучит фрагмент музыкального произведения. Ученик выходит, выбирает нужную пластинку.
На обратной стороне слоги /бо/, /ро/, /дин/.
1. С.Рахманинов «Вокализ»
2. А.Пахмутова «Раненная птица»
3. П. Чайковский «Осень»
- Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор, учёный-химик. (слайд №15)
- Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене.
- Как вы думаете, что хотел сказать, передать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки.
- У каждого из вас есть карточка с заданием, называется оно «Я – композитор» еще раз послушайте «Струнный квартет» №2 Ноктюрн и попытайтесь определить, какими средствами музыкальной выразительности автор передал идею произведения.
Оказываю необходимую помощь во время самостоятельной работы ученику с ОВЗ (слайд№14).
Приложение 2.
1. Темп – умеренный, медленный, быстрый, энергичный.
2. Динамика – очень громко, громко, тихо, очень тихо.
3. Ритм – ровный, простой, острый.
4.Регистр – высокий, средний, низкий.
5. Тембр – виолончель, гобой, скрипка, барабан, труба.
6. Характер – спокойный, решительный, нежный, мрачный, светлый, жалобный, ласковый, грустный.
7. Лад – мажор, минор.
- Теперь послушаем, что у вас получилось (прослушивание нескольких вариантов)
- Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку?
- А теперь отгадайте загадку: (слайд №16)
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит ….
- Вспомните, с какой песней мы познакомились?
- Где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни?
- Кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?
- Давайте, мы тоже образуем ансамбль и исполним песню «Волшебный смычок». Но перед пением нам нужно распеться.
- Артикуляционная гимнастика: покусывание языка, щеточка, иголочка, часики. Особенно следить за правильным выполнением упражнений учеником с ОВЗ.
- Распевание песни на ЛЕ.
- Повторение слов звучным шепотом в ритме песни (слайд №17)
- Работа над текстом: утрированное произношение глухих окончаний фраз, вокальное пение гласных (сначала все вместе, потом по рядам).
- Прослушивание первой строчки, настрой на первый звук.
- Звуковысотный показ, соединение музыки и текста.
- Исполнение всей песни в ансамбле, хоре с отработанными моментами.
- Ребята, у вас на партах есть задание, с которыми я думаю, вы легко справитесь (диагностика обученности – тестирование)
Приложение 3. «Проверь себя»
1. Как называется жанр литературы, для которого характерна краткая форма, действующие лица – животные и птицы, высмеиваются пороки?
2. Назовите фамилию великого русского баснописца -
3. Коллектив, состоящий из четырёх исполнителей – это
4. Назовите автора струнного квартета –
5. Состав струнного квартета –
6. Что такое ноктюрн?
- И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе?
|
- рассуждают
- работа по рядам
- записывают определение в тетрадь
У обучающегося с ОВЗ книга с басней и задания он выполняет с опорой на текст.
Остальные ученики слушают фрагмент и вычленяют главное
- (две скрипки, альт, бас – виолончель)
- (виолончель - самый низкий инструмент в квартете
- выразительное чтение по ролям басни И.А.Крылова «Квартете»)
- (мартышка, осел, козел, медведь)
- (Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора).
- (Звери не умели играть, прежде че играть, надо учиться. Чтобы научиться музыке, надо много трудиться).
- (Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и ко всему что делает человек).
– Ученик с ОВЗ даёт характеристику с помощью карточки, на которой записаны герои басни и даны варианты слов, характеризующих героев и не относящиеся к ним. (Проказница Мартышка – существо несерьезное, неусидчивое, вертлявое. Козел – лишенный всяких музыкальных способностей. Косолапый Мишка – увалень. Осел – глупый, но дает советы).
- (Баснописец уже сначала басни использует глаголы «дерут», «пленять» указывая тем самым на несуразность происходящего).
- (соловей)
- соловей в природе является символом музыки
- «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней».
- (они не умели играть)
- (нет, только исполненная настоящими музыкантами музыка может творить чудеса, стать волшебной и помогать людям).
- записывают в тетрадь
название произведения
- слушают, анализируют
Ученик с ОВЗ характеризует произведение на основе перечня, выданного учителем на карточке.
- (нежный, одушевленный…)
- (нежно, тихо, медленно, протяжно)
- (скрипка, виолончель)
- записывают определение в тетрадь
- просмотр и анализ картинок
- запись в тетрадь
- отгадывают музыкальную викторину
- Все ученики слушают, выполняют задание с опорой на слайд.
- показывают проделанную работу
- (музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением. В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно).
- отгадывают загадку
- (скрипка)
(«Волшебный смычок». Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба, потому, что его музыка нужна была не только ему одному, а всем людям. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища)
- выполняют вокально – хоровую работу
- выполнение письменной работы по пройденному материалу
- (Музыка обогащает литературу, музыка часто звучит не только в стихах и сказках, но и в баснях).
|
КУУД - выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения.
ПУУД — сравнение и анализ музыкальных произведений, отвечают на поставленные вопросы учителя
КУУД — наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений
ПУУД – обобщают изученный материал
|